450582, Уфимский район, с.Кармасан, ул. Центральная, д. 1
Версия для незрячих
  1. Медиа
  2. Новости
  3. Голос сердца - Рудольф Нуреев

Голос сердца - Рудольф Нуреев

Март 18, 2023 Просмотров: 84
К 85–летию со дня рождения танцовщика с мировым именем Рудольфа Нуреева в Кармасанской сельской библиотеке провели программу «Голос сердца: Рудольф Нуреев». Программа подготовлена МБУ "МЦБ" Уфимского района. 
Ребятам рассказали о судьбе Р. Нуреева, гения мирового балета - человека, создавшего самого себя, ставшего изгоем в советской стране. Дополняли рассказ о великом танцовщике отрывки из фильмов с его участием, а также прекрасные фотопортреты хореографа, танцовщика и дирижёра.

Рудольф Нуреев — легендарный артист балета, который был востребован и на советской сцене, и за границей. Он считается самым знаменитым танцовщиком XX века, а техника Рудольфа и его прыжок — хрестоматийными. Нуреев при жизни стал культовым, его выступления породили на Западе волну интереса к балету, которую в честь него называли «рудоманией».

Несмотря на то что в биографии Нуреева родным городом указан Иркутск, на самом деле он родился в поезде, который следовал во Владивосток, а на железнодорожной станции недалеко от Иркутска было только зафиксировано появление малыша на свет. Рудольф стал младшим ребенком в семье политрука Красной армии Хамита Фазлеевича, татарина по национальности, и его жены Фариды Аглиулловны. У звезды балета было три старшие сестры: Роза, Разида и Лидия.

Военное детство Нуреева прошло в эвакуации в Уфе. В столице Башкирии Фарида Аглиулловна устроилась фасовщицей на кефирный завод. Семья жила крайне бедно, но под Новый год женщина выиграла в заводской лотерее билет, и 7-летний Рудик впервые попал в Башкирский театр оперы и балета и был потрясен.

В школе Нуреев посещал школьный танцевальный кружок — коллектив с программой башкирских народных танцев ездил на гастроли по деревням республики. Занятия танцами были одной из немногих радостей в жизни мальчика. В классе с ним не общались — не только из-за нелюдимого характера Рудольфа, но и из-за одежды. Нуреевы жили в 9-метровой комнате вместе с семьей брата Хамита и были настолько бедны, что мальчик донашивал вещи за сестрами. В первый класс мать и вовсе принесла ребенка на спине, поскольку у него не было обуви.

Отец, вернувшийся с войны в звании майора, оказался недоволен выбором сына. Хамит поначалу старался привить Рудольфу любовь к мужским увлечениям — рыбалке и охоте, но мальчик был равнодушен к хобби отца. Тогда Нурееву-старшему приходилось доставать ремень. Однако наказания не отвадили Рудика от хореографии, и уже с 11 лет он выходил на сцену в числе участников ансамбля народного танца при Доме культуры.

В 15 лет юношу приняли в хореографическую студию при Башкирском театре оперы и балета. Там будущий артист балета получил первый опыт на сцене — он выходил статистом в постановках «Журавлиная песнь» и «Салават Юлаев».

В 1955 году, в 17 лет, Рудольф отправился в Ленинград, чтобы продолжить образование в хореографическом училище. Но он не учел, что в это учебное заведение принимают детей с 12 лет, поэтому по возрасту сильно отставал от своих однокурсников, не находил с другими учениками общего языка и подвергался насмешкам. Из-за подобного отношения Нуреев не смог жить в общежитии, поэтому откликнулся на любезное приглашение своего наставника Александра Пушкина и поселился в его семье.

В 1961 году после окончания гастролей труппы в Париже попросил политического убежища, став одним из самых известных «невозвращенцев» в СССР. 

Побег танцовщика произвел эффект разорвавшейся бомбы, так как еще 2 месяца назад Советский Союз праздновал победу после первого полета человека в космос. Артист навсегда был внесен в списки предателей родины. Впрочем, через много лет, в 1985 году, ему позволили на трое суток въехать в страну, чтобы попрощаться с умирающей матерью, но больная Фарида не узнала сына. При этом все люди, знавшие Рудольфа в молодости, были предупреждены о строгом запрете общаться с ним.

Нуреев различными путями передавал своим родственникам деньги и вещи. По его просьбе королева одного арабского государства, которая совершала визит в СССР, сумела включить в свой маршрут посещение Уфы. Здесь она отдала письмо от Рудольфа его матери и выразила перед ней свое восхищение талантом сына. Этот интересный факт из жизни артиста впоследствии стал известен его поклонникам.

Во Франции Рудольф примкнул к труппе «Балет маркиза де Куэваса», но через полгода был вынужден покинуть страну, так как в политическом убежище ему было отказано. Зато навстречу талантливому артисту пошла Дания, он был принят в Королевский балет Копенгагена. В конце 1961-го Нуреев переехал в Лондон и вместе с балериной Марго Фонтейн на сцене Королевского балета Ковент-Гарден создал дуэт, до сих пор считающийся эталонным.

Позднее танцовщик стал премьером Венской оперы и получил австрийское гражданство. Но он не ограничивался выступлениями в одной конкретной стране. Нуреев работал очень усердно: в 60-е он давал по 200 спектаклей в год, а к 1975-му стал выходить на сцену более чем 300 раз, то есть почти ежедневно.

Слава Рудольфа была оглушительной, на Западе он блистал не только на лучших балетных сценах, но и стал частью поп-культуры. Его фото и интервью регулярно попадали на обложки и страницы глянцевых изданий. 

Также легендарный артист известен как балетмейстер, создавший собственные варианты классических спектаклей «Щелкунчик», «Дон Кихот» и других. Кроме того, Нуреев поставил оригинальные балеты «Танкреди» и «Манфред».

Когда в 80-х годах Рудольф возглавлял труппу парижской Гранд-опера, он стал продвигать все больше молодых исполнителей, часто игнорируя иерархию солистов, ведущих солистов и премьеров, что оказалось новаторством в мировой практике. В последние годы жизни мужчина уже не мог танцевать, но не захотел расставаться с театром и начал дирижировать оркестром. Причем в этом качестве даже был специально приглашен в Россию и на сцене Татарского оперного театра в Казани дирижировал балетами «Ромео и Джульетта» и «Щелкунчик».

Несмотря на то что артист балета отказался от гражданства СССР, на родине поклонники поняли его решение и продолжали ценить творчество Рудольфа. После кончины Нуреева его имя было присвоено Башкирскому хореографическому колледжу, улице в Уфе, а также открыт музей артиста. Кроме того, в столице Татарстана проводится ежегодный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуреева, а в ноябре 2018 года в Казани был открыт памятник.

После смерти мэтра его персона получила вторую жизнь в искусстве. В память о нем в театре Романа Витюка поставлен спектакль «Нездешний сад. Рудольф Нуреев», а в театре Сергея Янковского — постановка «Прыжок в свободу», в которой участвовали Илзе Лиепа  и артисты балета.