Неизвестные факты о Каюм Насыри
Вся татарская арифметика берет начало из его учебника "Хисаплык", собранная им мифология переосмысливается мастерами хендмейда, а рецепты – рестораторами. При этом многие детали его творчества и биографии остаются известными только узким специалистам.
В 1870 году Каюм Насыри открыл первую русско-татарскую школу в Казани по обучению татарских детей русскому языку и математике. Это была непростая и неблагодарная работа, в условиях двойного давления – со стороны чиновников и мусульманского населения, не желавшего признавать русский язык. Каюм Насыри же считал, что татары должны знать русский язык и культуру.
Татары называли его «Урыс Каюм» - «Русский Каюм» и «сатлык» (предатель), а чиновники Министерства народного просвещения считали излишне самостоятельным учителем. Каюм Насыри шесть лет пытался сохранить свою школу, платил за аренду помещения и учебные принадлежности из своего жалования. Однако на него сыпались бесконечные угрозы и проверки, и в 1876 году из-за конфликта с инспектором татарских училищ Каюм Насыри вынужден закрыть школу.
Каюм Насыри прекрасно владел многими ремеслами: переплетал книги, делал зеркала, столярничал; делал крахмал с помощью гальванизации; написал книгу Санаигъ галвания" ("Искусство гальванизации"); разбирался в кулинарии и медицине, хорошо знал ботанику, особенно лекарственные травы. И это несмотря на то, что на правом глазу у него было бельмо, а левый слеп от рождения, так что писать он был вынужден, уткнувшись носом в бумагу.
В старости Каюма Насыри разбил паралич, тогда он разработал для себя специальные физические упражнения, стал лечиться электротоком, и на некоторое время встал на ноги. Каюм Насыри - автор двух первых учебников по математике на татарском языке. В 1873 году он написал «Хисаплык» - «Арифметику», а в 1895 году - «Гыйльме хәндәсә» - «Геометрию». В «Хисаплык» он впервые ввел вместо арабских терминов татарские: «сан» - число, вместо арабского «гадэт», «джию» (сложение, вместо арабского «джамгы»), «аеру» - (вычитание, араб. «тарх»). Эти термины впоследствии прочно вошли в татарский литературный язык и сейчас употребляются в школьных учебниках.
В книге «Цветы и травы» Каюм Насыри подробно описал свойства 192 лекарственных растений, 155 болезней и способы их лечения, в том числе рецепт бальзама из 76 компонентов, помогающего при 33 болезнях. В Казани есть дом-музей Каюма Насыри, где в маленьком «Саду памяти» выращивают лекарственные растения. Каюм Насыри издал 24 ежегодных календаря, в которых помимо календарного, было много научного и литературного материала. По сути, эти календари были одними из первых энциклопедий.
В последний год жизни Каюм Насыри вернулся в родную деревню Верхние Ширданы и отдал все свои заработанные деньги на постройку новой мечети, которую достроили уже без него.
Книги Каюма Насыри, переизданные и популярные в наши дни «Поверья и приметы казанских татар, образовавшиеся мимо влияния на жизнь их суннитского магометанства» (1868) Каюм Насыри стал первым татарским этнографом. Материалом для книги послужил фольклор, который он собирал, непосредственно общаясь с носителями мифологических представлений. Книга знакомит читателей с су-бабасы и су-анасы – духами воды, шурале, юхами, убырами, уряками и бичурами, а также с татарскими поверьями и обрядами.
Опираясь на труд Насыри, Яков Коблов в 1910 году написал книгу «Мифология казанских татар». В 2016 году обе эти книги вышли в Казани, в издательстве «Смена», под одной обложкой. Книга популярна среди туристов, посещающих Казань, а мифологические образы служат источником вдохновения для мастеров. «Наставления повару» Еще одна книга, изданная в наши дни, в рамках Года культуры (2014) ее издал Казанский федеральный университет… как современный учебник для студентов.
В аннотации к книге сказано:«Она может стать новым подходом для ресторанного бизнеса, представители которого специализируются на национальной татарской кухне.»
«Абугалисина» Повесть-сказка об известном ученом Али-Ибн-Сине (Авиценне). Насыри создал ее, опираясь на книгу турецкого писателя Саида Яхьи и восточные легенды, представляющие ученого сказочным героем. Каюм Насыри закончил обработку повести в 1872 году, и первые годы она ходила в рукописном виде из рук в руки. Переиздана в 2015 году.